30 октября, 2020

Пенсионный фонд России сообщает

С 1 января 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка – новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Переход к новому формату трудовой книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо. О нюансах перехода рассказывает заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Елена Ивановна Беклемышева.

- Елена Ивановна, чем обусловлен переход на электронные трудовые книжки?

- Переход осуществляется в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика». Старт активной работе в этом направлении дал Указ Президента от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».

В связи с изменениями в Трудовом кодексе РФ, с 1 января этого года у нас появилась возможность вести трудовые книжки в электронном варианте. Электронная книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета.

- Какие преимущества Вы видите у электронного формата трудовых книжек?

- Электронная форма имеет целый ряд преимуществ – это удобный и быстрый доступ к информации о своей трудовой деятельности. Сведения можно в любой момент получить в личном кабинете на сайте ПФР или портале государственных услуг. Минимизация ошибочных и неточных данных позволяет дистанционно оформлять пенсии по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения гражданами. Работодателям электронный формат поможет снизить издержки на ведение бумажных книжек, анализировать данные о трудовой деятельности, упростить дистанционное трудоустройство. Отметим, что работодатели должны вести электронные трудовые книжки в отношении всех своих сотрудников, в том числе и в отношении тех, кто сделал выбор в пользу бумажной трудовой книжки.

- Безопасен ли такой формат для работодателей и самих сотрудников? Где хранятся записи, размещаемые в базе данных ПФР?

- Информационная система ПФР аттестована в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных. Многолетний опыт показывает высокий уровень защищенности информационных систем Пенсионного Фонда России. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных невозможны.

Информация с лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.

- Является ли электронный формат обязательным к выбору или добровольным?

- Формирование электронных трудовых книжек россиян началось с 1 января 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и осуществляется только с согласия человека.

Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

- Должны ли работодатели уведомлять сотрудников о возможности такого перехода?

- Конечно. До 31 октября 2020 года в соответствии с законодательством работодатели обязаны письменно уведомить работников о праве сделать выбор между бумажной и электронной трудовой книжкой.

Работники в свою очередь до 31 декабря 2020 года должны определиться со способом ведения трудовой книжки путем подачи письменного заявления своему работодателю независимо от того, какую трудовую книжку он выбирает – бумажную или электронную.

- Итак, работник сделал выбор...

Граждане, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

- А если человек по какой-либо причине не смог написать заявление?

- В таком случае эти граждане вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:

1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:

а) временной нетрудоспособности;

б) отпуска;

в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений.

- Какие сведения в настоящее время, связанные с трудовыми книжками, должны представлять работодатели в Пенсионный фонд?

- Работодатели обязаны предоставлять в ПФР в электронном виде:

– сведения о любых кадровых изменениях по работнику, которые произошли внутри организации (например, перевод с одной должности на другую, переименование самой организации), не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения;

– сведения о приеме на работу или увольнении с работы – не позднее 1 рабочего дня со дня издания соответствующего приказа (распоряжения).

- Если говорить о Красноярском крае, насколько активно работодатели и работающие жители нашего региона выбирают электронные трудовые книжки?

В последнее время людей более активно переходят именно на электронный формат ведения трудовой книжки. Если еще в начале года граждане либо не подавали никаких заявлений, либо же сохраняли бумажные трудовые книжки, то на сегодняшний день ситуация меняется.

За 9 месяцев 2020 года в Красноярском крае сведения о трудовой деятельности в ПФР представили более 31,9 тысяч работодателей на более чем 746 тысяч работников. Большинство оставили трудовую книжку на бумажной форме. Выбор электронной трудовой книжки сделали более 10,6 % работников.

Еще раз хочу отметить, что электронный формат трудовой книжки - это безопасно, просто и намного удобнее, чем может показаться на первый взгляд.

2008-2023 (с)
Официальный сайт города Норильска.
Все права защищены.

Адрес: 663300, Красноярский край, г. Норильск, Ленинский проспект, 24а. Тел. +7 (3919) 43-71-20. Факс: +7 (3919) 43-71-21

 

Если вы нашли ошибку или неточность на сайте, сообщите об этом на электронный адрес:

 

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна